Сектантские тенденциив некоторых внутрицерковных группахРусской православной Церкви на современном этапе
Доклад руководителя Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе св. Александра Невского, г. Новосибирска
Заева Олега Владимировича, направленный на конференцию
«Православная Церковь и секты»
Болгария, 31мая -1 июня 2008 г.
Дорогие участники конференции!
Православие сталкивалось с культами и ранее: в этой связи накоплен действительно богатый опыт. Даже Джим Джонс с его Джоунстауном в Гайане, где самоубийству подверглись 920 человек, не представляют собой ничего нового: были фанатики среди староверов-беспоповцев XVII в., подстрекавшие своих последователей к самосожжению для „ухода“ от якобы „сил антихриста“ – и многие из них так и поступили. Но помимо вероучения, основное различие между известными в России хлыстами или скопцами и современными культами заключается в более утонченных методах контроля сознания. Как ни печально, но проявление сектантства бывает и в Православии. Хотя об этом явлении в Православии не принято говорить вслух, нам крайне неприятно об этом слышать, и мы не очень склонны этому верить, но, к сожалению, оно существует.
На прошедших Архиерейских соборах Русской Православной Церкви неоднократно поднимался вопрос о т. н. „младостарчестве“ как вредном, искажающем православное понятие явления спасительности послушания. О пагубном влиянии „младостарцев“ на своих чад в последнее время говорится и пишется немало, но далеко не всегда такие явления связываются с культизмом. Те из нас, кто придерживается традиционных путей в Православии, ценят послушание и смирение, тщательное соблюдение монашеских уставов. Мы постоянно обращаемся к нашим старцам и духовникам (особенно монашеского звания) за руководством и примером.
Но духовное руководство в руках людей неопытных, иногда даже умственно нездоровых, аморальных или властолюбивых, может быть обращено во вред. Множество книг посвящено традиционным путям духовной борьбы, в монастыре или в миpy. Лучшие из них – Жития святых и жизнеописания столпов Церкви и подвижников, как мужчин, так и женщин. Существуют также превосходные „руководства“ в духовной борьбе такие, как „Невидимая брань“ и „Приношение современному монашеству“. Эти книги дают образец, по которому новообращенный может проверить себя в любой конкретной ситуации. Однако, необходимо сделать предупреждение: хотя в этих книгах немало сказано о старцах и послушании им, надо уяснить себе, что, по слову Христа, в мире надлежит быть искушениям, соблазнам, но главное оружие против искушений, как сказал св. Иоанн Златоуст – рассудочность!
Заблуждаться в этом отношении опасно: старая и новая церковная история показывает нам, как целые группы ушли в раскол или ересь, уверенные в том, что их лидер непогрешимый „старец“. Рассмотрим несколько практических вопросов, которые всегда нужно задавать себе, прежде чем войти в контакт с руководителем и последователями любой религиозной группы – будь то монастырь, приход, братство, сестричество, миссионерская община и т. д.:
1. Какова история группы или „юрисдикции“? Очень удивляет отсутствие интереса к этому вопросу у многих приходящих в Церковь.
2. Не говорят ли здесь: „Все прочие монастыри (приходы) никуда не годятся, вы им не доверяйте, но у нас-то все как полагается!“ Это верный признак культизма.
3. Нет ли ощущения мании преследования, „все против нас“, или атмосферы „мы и они“? Не считается ли руководитель „гонимым“ и „непонятым“ другими в православном мире? Не рассматриваются ли посторонние, как „враги“? Ограничивается ли общение последователей личности с теми, кто вне группы? Употребляют ли по отношению к критикам унизительные выражения („тупой“, „быдло“, „плебей“, „мирской“ и т.д.)?
4. Просили ли вас когда-либо о чем-то заведомо незаконном, аморальном, или унизительном? Здесь хитрость заключается в том, что если человек усваивает мировоззрение культизма, то все, что угодно может быть оправдано „послушанием“, или наоборот, чувством собственного превосходства.
5. Нет ли нарушений в вероучении или экклезиологии, как, например: „Нам епископы (или священники) не нужны“, „настоящих епископов больше не осталось“; это, как правило, означает, что руководитель поссорился со своим епископом (если у него вообще когда-то был епископ). Характерны такие выражения как, например, „св. Марк Ефесский тоже один в Церкви оставался“ и т. п. Не заметны ли попытки подорвать репутацию признанных авторитетов Церкви, или, по крайней мере, посеять сомнения в их компетенции?
6. Даже если на взгляд группа живет небогато, полезно узнать, не склоняет ли новообращенных к пожертвованиям в том или ином виде (деньгами, имуществом, доверенностью на кредит). Даже в монастыре на это следует обратить внимание: обычно до пострижения от послушника не требуется, чтобы тот расстался с личными сбережениями, ни в пользу монастыря, ни в пользу своей семьи. Аналогичный вопрос: не оказывают ли гостям и родственниками особых почестей, чтобы выманить у них крупные пожертвования?
7. Не в ходу ли запугивания и обвинения, например, для привлечения в группу („если вы не примете монашество, я вам гарантирую, что вы попадете в ад“) или для удерживания в ней („если вы уйдете – вы погибли, вы вернетесь к своему прежнему греху“)? Не лгут ли о тех, кто покинул группу? Известно, например, что кто-то ушел по своей воле, а руководители упорно твердят, что его „выдворили“ как развратника, или безумца, или ослушника, вместо того, чтобы просто сказать, что у человека, например, не было призвания к монашеству.
8. Если вы мирянин и ходите в церковь, должны ли вы получать разрешение („благословение“) от священника, прежде чем поменять работу, купить машину и т.д.? В нормальных условиях это не подлежит ответственности приходского священника, каким бы мудрым и набожным он ни был. Каждый может – и должен – просить молитвенной помощи и совета в таких обычных житейских делах, но спрашивать разрешения – совсем другое дело. Недопустимо навязывание своей воли, подавляя чужую.
9. Оправдывает ли руководитель ложь или искажение фактов тем, что группа, якобы, служит „высшим целям“? Другими словами, „оправдывается ли средство целью“? Оказывает ли группа своим членам медицинскую помощь (физическую или эмоциональную, если они в этом нуждаются), или же их отправляют домой, чтобы расходы несли родственники?
10. Заметны ли проявления мании величия со стороны руководства? Иными словами, не видят ли они себя и группу некими наставниками, избавителями или спасителями всей Церкви?
Если хоть один из ответов на эти вопросы обнаруживает некие отклонения от нормы, такую группу надлежит немедленно покинуть: послушание имеет смысл и цену лишь тогда, когда оно добровольное, а не вынужденное посредством страха, чувства вины или эмоционального шантажа. Серьезность подобной ситуации трудно переоценить.
В последнее время появилось много псевдопатриотических организаций, которые увлекают за собой патриотически настроенных православных верующих, спекулируя «правильными» лозунгами. Но в итоге все призывы сводятся к борьбе против Первосвятителя и иерархии Православной Церкви. Грустно, что в этой кампании участвуют некоторые, как правило, молодые священники, с «комсомольским задором» пытающиеся загнать еще невоцерковленное население страны в Церковь. В ту «церковь», которую они сами себе придумали.
Понятно, что наши так называемые реформаторы „хотят как лучше“ и что в своем стремлении „очистить“ Православную Церковь от многих злоупотреблений, к сожалению, безусловно, присутствующих в нашей приходской практике и церковной жизни, „вернуть“ Ее к апостольской чистоте, фактически уподобляются Мартину Лютеру, создавая свой „Православный протестантизм“. Но, думаю, необходимо понять, что путь церковного развития не может быть тождественным пути общественных реформ, ибо, в конце концов, не мы спасем Церковь, а Она нас. Полнота Истины, хранительницей которой является Вселенская Православная Церковь, не может быть объята отдельным человеком. Поэтому, наверное, сколько существует Церковь, столько будет существовать искушение редукционизмом (упрощением), попыткой свести Церковь к понятным обывательским категориям, ограничить ее собственным представлением о Ней.
Все выше сказанное имеет, к сожалению, ярко выраженные формы сектантства под видом Православия. Приведем самые известные из них.
С 1996 г. установлено почитание чебаркульского отрока Славика – Вячеслава Крашенинникова, скончавшегося от рака крови в возрасте почти 11 лет. Культ поддерживается трудами его мамы Валентины, которую почитатели называют «матушка». Поклониться ей лично – особая честь для паломников. С ее слов, еще до школы ее сын мог мгновенно сказать, что за человек был перед ним, «видел» болезни людей, ставил диагнозы и мог легко вылечить любого человека. Валентина Крашенинникова считает «целительские способности» своего сына подлинными на том лишь основании, что Слава сам говорил: «Меня послал Сам Бог». При этом она напоминает, что «устами младенца глаголет истина» (русская поговорка).
Культ возник как следствие того, что мать не смогла смириться со смертью своего сына Вячеслава, который несколько лет умирал от рака крови. Воспоминание о Славе написано его мамой и по стилю похоже на описание жизни святых. «Чудодейственные» земля и камни с его могилы, портреты и аудиокниги успешно продаются не только паломникам, но и через Интернет. Заказы на эту продукцию с каждым днем возрастают. Весной 2008 года изучать феномен чуда прибыла комиссия по канонизации святых. Выводом комиссии явилось следующее заключение: «к Православной Церкви это явление не имеет никакого отношения, к канонизации святых это не имеет никакого отношения». Более того, было отмечено, что это явление имеет душепагубный характер.
По соседству с местом почитания чебаркульского отрока Славика с недавнего времени установлено почитание «Святой Дуняши» – Махоньковой Евдокии, которая неизвестно кем была, чем прославилась и от чего умерла в 1948 г. Но через 60 лет священник местного Православного Храма отец Михаил, якобы, заметил целебные свойства земли с ее могилы. Отец Михаил написал несколько книг и отправил в Патриархию на канонизацию. Однако еще до рассмотрения материалов и ее канонизации, которая вряд ли состоится, установлено почитание в лике святой. Психология прихожан таких храмов такова: «Если Церковь не признает святого, значит нужно поменять Приход или создать свою собственную церковь».
Другой сектой, паразитирующей под видом Православия является «Православная община св. Архангела Рафаила». Лидером оккультно-сектантской группы «рафаилитов» является самопровозглашенный Святейший Архиепископ Московский и Митрополит Всея Руси Рафаил. В миру это Леонид Семенович Прокопьев, бывший подполковник Государственного Разведывательного Управления (ГРУ). При выполнении спецзадания потерял ногу в Ливане в 1984 г. и ныне ходит на протезе. Выйдя в 1990 г. в отставку, занялся колдовством, к чему приучила его бабушка еще в детстве. Самочинное сборище является одной из неканонических веток Русской Истинно-Православной Церкви. С февраля 2004 г община получила новое название – Православная Российская Церковь. Службы совершаются в помещении, которое использовалось ранее под офис. После реконструкции здание напоминает Православный Храм. Вход в церковь платный: чтобы «литургия» была совершена по всем правилам и канонам, нужно заплатить 1200 рублей. Отпущение грехов предполагает плату в 200 рублей за грех, однако для своих постоянных прихожан существует скидка до 50 рублей за грех. Такой подход напоминает римско-католическую индульгенцию. Прихожан удерживают обещанием реального чуда в их жизни, дарят надежду на чудо, за которое они и готовы платить. В секте проповедуется, что чудо дороже денег: «Мы так грешны, что всю жизнь должны платить за свои грехи» – говорит прихожанка Наталья Александровна. Она же на вопрос журналиста передачи «Русские сенсации» о том, есть ли излеченные, ответила следующим образом: «После сеансов Владыки Рафаила я совершенно спокойно хожу, я престала падать». Обратите внимание на привычный для постоянных прихожан оккультный оборот речи: «после сеансов». Не Православные Таинства, не Бог исцелил, а сеансы Владыки.
Аналогичным культу «Архангела Рафаила» является культ «матушки Фотиньи», в миру Светланы Фроловой, в прошлом известной бизнес-леди. Восемь лет назад после выборов Президента Владимира Путина, она продала все и построила «Храм Света». Официальное название культа «Обитель в честь Образа Пресвятой Богородицы «Воскрешающая Русь», в которой действует Духовная Школа «Познание Истины». Настоятельница собственного храма Фотинья Светоносная лично служит в алтаре, иконостас которого в центре и по краям украшен цветными изображениями Солнца. Во время сектантского богослужения прихожане вместе с настоятельницей поют хором песню советского периода: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда будем мы». В общине почитают второго и третьего Президентов России, при произнесении имени которых прихожане встают на колени. Дневные проповеди Фотиньи Светоносной являются пересказом ночных откровений якобы Отца Небесного. Адепты матушки Фотиньи считают, что Второе Пришествие Христа уже состоялось, а в настоящее время живет на земле 7 апостолов Божьих, одним из которых является бывший Президент России Владимир Путин.
Отдельно нужно сказать и о пензенских затворниках. 8 ноября 2007 г. 35 последователей Петра Кузнецова (в секте его называют убогий схимонах Максим) замуровали себя в приготовленном заранее подземелье близ села Погановка Пезенской области. С собой, кроме продуктов питания и необходимых вещей, затворники взяли охотничьи ружья, 450 литров бензина и газовые баллоны, которые обещали взорвать в случае попыток помешать сектантам оставаться под землей. Следует отметить, что самого Петра Кузнецова в числе затворников не оказалось, однако под землей не по своей воле оказались 4 ребенка, младшему из которых не исполнилось и 1,5 лет.
Затворники спрятались под землю в ожидании конца света, которое по их расчетам, должно было состояться в мае 2008 г.. Перед тем как спуститься в пещеру, сектанты сожгли свои старые паспорта, так как в их номерах якобы присутствовало „число Зверя“ – 666. Как стало известно впоследствии, из-за разногласий между сектантами относительно срока наступления конца света и из-за смерти двух женщин в пещере произошел раскол, который постоянно усугублялся многочисленными обвалами и оползнями во время весеннего паводка.
Хронология затвора:
35 затворников 8 ноября 2007 г. спускаются под землю.
28 марта 2008 г. в результате переговоров из землянки на поверхность добровольно вышли семь затворниц.
1 апреля выбрались еще 14 человек после того, как в пещере обрушились две кельи.
2 апреля убежище покинули гражданка Белоруссии и двое ее детей.
16 мая 2008 г. на поверхность поднялись последние 9 человек. Среди них – 7 женщин и 2 мужчин, которые решили покинуть убежище из-за угрозы отравления трупным ядом после эксгумации тел двух затворниц, которые скончались в пещере несколько недель назад.
В общей сложности сектанты пробыли под землей почти 7 месяцев, потеряв погибшими двух женщин, но сохранив жизнь детям.
«Секта отца Петра» относится к числу целого ряда сект с общим названием «Движение против кодов» (ДПК). В данном случае сектанты протестовали против ИНН – индивидуального налогового номера, а так же против всех благ цивилизации, а именно: против электричества, телевидения, горячей воды и парового отопления. 2 апреля Петра Кузнецова обнаружили во дворе дома с проломленным черепом и госпитализировали в критическом состоянии. Сейчас он находится в психиатрической лечебнице.
После этого лидерские полномочия взял на себя Виталий Недогон. Он заявил, что конец света откладывается на 30 лет: „Матушке Антонии было видение, что своим затвором и молитвами мы принесли пользу, и вроде бы как Господь продлевает жизнь цивилизации на 30 лет“. Как видите известный трюк с оправданием своих деяний.
Сектанты считают себя гражданами Небесного Иерусалима, находящимися здесь в командировке с определенной задачей. Президента России Дмитрия Медведева считают последним русским царем, после которого начнется правление антихриста. В возрасте 33 лет Виталию Недогону стали слышаться неземные голоса. По вечерам в его голове рождается масса проектов: от реформирования армии до объединения церквей. Ночью он получает откровения самого разнообразного значения: от точного счета футбольного матча до даты Армагеддона. Утром он старательно записывает это на бумагу, чтобы не забыть рассказать об этом, когда его единственная церковь наберет силу. Те храмы и монастыри, которые приняли ИНН, считаются коммерческими предприятиями, поскольку продают свечи, книги, иконы, как будто до принятия ИНН этого не происходило. Сектанты убеждены, что Христос якобы вообще запретил торговать в Храме.
Челябинский предприниматель Василий Васильевич Середонин несколько лет назад зарегистрировал в налоговой инспекции религиозную организацию «Единая Христианская Церковь». Руководителем является он сам, при этом называет себя не иначе как ПАПА Василий I. Зарегистрированная им организация ставит перед собой цели: всегда бороться за честность, справедливость и за объединение всех церквей. Свою миссию он считает миротворческой и мечтает на корню задушить конфликт православных и католиков. В 2005 г. в ходе предвыборной кампании на пост мэра г. Челябинска сменил фамилию Середонин на фамилию Тарасов и стал тезкой мера г. Челябинска, который, как и Середонин, участвовал в выборах на должность мэра. После проигрыша на выборах в мэры он вновь поменял свою новую фамилию на прежнюю фамилию Середонин. Журналистам передачи «Русские сенсации» удалось получить комментарии по этому поводу у представителя Римско-католической церкви, который сказал о невозможности сосуществования двух Пап в одной Церкви и назвал Середонина раскольником.
Последние 2 года в России получили распространение в православной среде так называемые «Альфа-курсы». Двадцать пять лет тому назад в Англии родилась идея создания для всех церквей единого «Альфа-курса», без относительно к какой-либо религии. Пропагандисты «Альфа-курса» утверждают, что современная Православная Церковь не успевает за изменяющимся обществом; в Православные храмы молодежь не ходит из-за отсталости ее богослужений; Православная Церковь не имеет собственного опыта (методик) воцерковления, а ее имеет только англиканский «Альфа-курс». После неоднократных поездок за рубеж и участия в альфа – конференциях, игумен Евмений (Перистый) – настоятель Православного Макариево-Решемского мужского монастыря Ивановской области, и Пономарева Н.В. в 2006 г. развернули в России пропаганду по внедрению «Альфа-курса».
Методика «Альфа-курса» весьма примитивна. Она сводится, в основном, к ужину, игре на гитаре, душеспасительным беседам и двухдневным выездам на природу, где на «альфа-курсистов» сходит «святой дух», и они начинают говорить на разных языках, в точности как это происходит в неопятидесятнических сектах.
Использование психометодик (НЛП), Роберта Дилтса, Джудит Делозье и др., дало игумену Евмению возможность не только в работе с неверующими, но и с православными, создать собственную модель иерархии ценностей. Например: самый близкий на земле человек – это он сам; духовник человеку не нужен – достаточно ему один раз помолится Богу; деньги – это не зло, это добро; наша страна тупеет, деградирует, а США – процветает; у безмозглой страны (России) нет будущего; «Альфа-курс» в России уже победил и т.д.
Несомненно, что подобные идеи возникли под влиянием тесного общения игумена Евмения с неопятидесятническим крылом Англиканской церкви «Святой Троицы». Сегодня игумен Евмений снят с должности настоятеля Макариево-Решемского мужского монастыря Ивановской области, который под его руководством стал скорее походить на секту, чем на православный монастырь. Однако распространение методик альфа-курсов происходит внутри Православной Церкви до сегодняшнего дня, благодаря тем молодым священникам Русской Православной Церкви, которые являются последователями игумена Евмения Перистого.
В докладе получили освещение лишь некоторые около православные культы. Есть еще секта Николая Козлова «Опричное братство», которая старается навязать Церкви канонизацию Царя Иоанна IV (Грозного). Есть движение за канонизацию друга семьи Царя Николая IIГригория Распутина. Широко распространила свое влияние «Церковь Иоанна Богослова» Олега Моленко. Все эти организации терзают умы и души наших соотечественников, запутывая и без того слишком покалеченное атеизмом сознание людей. Да, человеку свойственно ошибаться, но если мы собственное мнение ставим выше соборного мнения Церкви, если мы игнорируем весь путь Ее развития, если мы отказываемся различать истинное Предание как жизнь Святого Духа в Церкви от местных преданий и обычаев, то всегда рискуем впасть в духовный элитизм, отдаляющий нас от Церкви и выводящий нас из Тела Христова. И те, кто вопреки предостережению апостола Иакова (3:1) спешат сделаться учителями, объективно способствуют той же цели, к которой стремятся столь расплодившиеся в современном мире лжепророки и лжехристы, являющиеся лишь марионетками в руках изначального врага рода человеческого.
В последнее десятилетие менталитет культов стал серьезной угрозой неискушенным умам и душам тех, кто приходит в Церковь. Многие из них серьезно пострадали, даже если они и покинули свое прежнее окружение в культе. И становится очень обидно за тех, кто, найдя в себе силы выйти из одной тоталитарной группы, попадают в другую. Как родителям, так и духовенству, надо честно и прямо смотреть на проблему, сколь бы досадно и трудно это бы ни было. Мы не имеем права притворяться и прятать голову в песок.
Православное свидетельство, сколь бы ярким оно ни было, никогда никому не навязывают, не рекламируют. Свидетельствуют о Православии самой своей жизнью в скромности, мире и согласии с окружающими, насколько это возможно. Жития наших современников св. Нектария Эгинского и праведного отца Николая Планаса Афинского, не говоря уже о таких как Прав. Силуана старца Афонского – хорошие тому примеры.
Необходимо помнить, что духовный тоталитаризм может поразить любого человека независимо от его конфессиональной принадлежности, что его семена могут прорасти в любом сообществе. Поэтому не осуждение является главной нашей целью, а предупреждение. Необходимо предупредить, что тот, кто утратил духовную бодрость и бдительность, подвергается опасности заражения, а если эту опасность недооценивают, то статус тоталитарной секты может грозить любой, даже православной организации!